Национальный центр РЖД

национальныйцентрржд.рф

СОСТАВИТЕЛЬ ПОЕЗДОВ

Настоящая программа предназначена для подготовки рабочих по профессии «Составитель поездов», осуществляющих деятельность по расформированию и формированию составов, групп вагонов на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

составитель поездов

Объекты профессиональной деятельности выпускника

  • железнодорожные станции;
  • подвижной состав;
  • сортировочные горки, стрелочные переводы;
  • устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ);
  • инвентарь строго учета (тормозные башмаки, носимая радиостанция);
  • нормативная и техническая документация.

Область профессиональной деятельности выпускника:

формирование составов на железнодорожных станциях, руководство маневровыми работами в соответствии с технологическим процессом и обеспечение безопасного выполнения маневров.

 

Категория слушателей:

Лица, поступающие на обучение должны иметь документ:

— аттестат о среднем (полном) общем образовании;

— аттестат об основном общем образовании;

— документ о профессиональном образовании (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);

Прокрутить вверх

Общество с ограниченной

 «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ РЖД»

Основная профессиональная образовательная программа

профессионального обучения по профессии  «СОСТАВИТЕЛЬ ПОЕЗДОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для подготовки рабочих по профессии «Составитель поездов», осуществляющих деятельность по расформированию и формированию составов, групп вагонов на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

Цель образовательной программы: осуществление образовательной деятельности, направленной на получение знаний работниками,  которые обеспечивают выполнение маневровой работы, обслуживание поездов и вагонов на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Образовательная программа составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 г. № 499);
  • Приказа Минпросвещения РФ от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении перечня рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 190901.04 «Составитель поездов», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 845;
  • Профессионального стандарта «Составитель поездов, кондуктор грузовых поездов», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.03.2021 г. №158н

 

1.2.  Нормативный срок освоения программы

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы профессионального обучения по профессии 18726 «Составитель поездов» при очной форме получения образования составляет 2,5 месяца. Нормативная трудоемкость обучения данной программе – 400 час, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося.

  1. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

2.1. Область и объекты профессиональной деятельности

Объекты профессиональной деятельности выпускника:

  • железнодорожные станции;
  • подвижной состав;
  • сортировочные горки, стрелочные переводы;
  • устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ);
  • инвентарь строго учета (тормозные башмаки, носимая радиостанция);
  • нормативная и техническая документация.

Область профессиональной деятельности выпускника:

формирование составов на железнодорожных станциях, руководство маневровыми работами в соответствии с технологическим процессом и обеспечение безопасного выполнения маневров.

 

2.2.Виды профессиональной деятельности и компетенции

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции выпускника:

Код

Наименование

ВПД 1

Выполнение маневровой работы, обслуживание поездов и вагонов на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

ПК 1.1

Обслуживание грузовых и хозяйственных поездов с выполнением маневровой работы на железнодорожных путях необщего и общего пользования с низкой интенсивностью труда

ПК 1.2

Выполнение маневровой работы в малодеятельных районах железнодорожного транспорта необщего пользования

ПК 1.3

Обслуживание вывозных, передаточных и сборных поездов на железнодорожных путях общего пользования с высокой интенсивностью труда

ПК 1.4

Выполнение маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования

ПК 1.5

Выполнение маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта общего пользования

Общие компетенции:

Код

Наименование

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 

2.3. Категория слушателей:

 Лица, поступающие на обучение должны иметь документ:

— аттестат о среднем (полном) общем образовании;

— аттестат об основном общем образовании;

— документ о профессиональном образовании (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);

2.4. Требования к результатам освоения программы.

В результате освоения программы обучающийся

 должен знать:

-должностную инструкцию составителя поездов и техническо-распорядительный акт станции;

— правила перевозок грузов;

— правила и инструкцию по охране труда;

— технологический процесс работы обслуживаемых станций;

— план формирования поездов; устройство тормозных башмаков и правила пользования ими;

— порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление;

— общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров;

— план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах;

— правила хранений и пользования радиостанций и другими средствами связи

должен уметь:

— должностную инструкцию составителя поездов и техническо-распорядительный акт станции;

— правила перевозок грузов;

— правила и инструкцию по охране труда;

— технологический процесс работы обслуживаемых станций;

— план формирования поездов; устройство тормозных башмаков и правила пользования ими;

— порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление;

— общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров;

— план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах;

— правила хранений и пользования радиостанций и другими средствами связи

 

 

2.5. Уровень квалификации

    Уровень квалификации по ЕТКС: 3 разряд

3

  1. 3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

3.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю образовательной программы. Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию по профилю подготовки не ниже  5-6 разряда.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся образовательной программы. Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить  стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии «Составитель поездов», должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.

Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация программы должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

3.3. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:   

 специальной технологии;

 информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности;

 охраны труда;

Мастерские:

 слесарная

Формы учебной работы: аудиторные занятия (лекции), в том числе основанные на использовании информационных технологий, индивидуальные и групповые консультации, в том числе самостоятельная работа, учебная и производственная практики.

Теоретические занятия проводятся в профильных классах ООО «Национальный центр подготовки кадров РЖД» в соответствии с учебной программой, как преподавателями, так и мастерами производственного обучения.

Практические занятия в учебной группе проводятся в учебных мастерских  ООО «Национальный центр подготовки кадров РЖД» а так же в производственных помещениях (мастерская, цех, лаборатория, специализированный класс) предприятий имеющих соответствующий  договор с Ч ООО «Национальный центр подготовки кадров РЖД»

Производственная практика на рабочих местах проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях г. Балакова и района по договору с ООО «Национальный центр подготовки кадров РЖД»».

Квалификационные экзамены проводятся в ООО «Национальный центр подготовки кадров РЖД» в соответствии с Положением о порядке аттестации рабочих в различных формах обучения, при этом квалификационные экзамены проводятся за счет времени, отведенного на практическое обучение.

Форма обучения: очно-заочная.

Режим занятий: 8 часов в день.

 

3.4. Информационное обеспечение обучения

(перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,

дополнительной литературы)

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изменениями от 07.07.2003 г., 08.11.2007 г., 22.07.2008 г., 23.07.2008 г., 26.12.2008 г., 30.12.2008 г.).
  2. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорож­ного транспорта Российской Федерации» (с изменениями от 07.07.2003 г., 04.12.2006 г., 26.06.2007 г., 08.11.2007 г., 23.07.2008 г.).
  3. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 20.05.2002 г., 10.01.2003 г., 09.05.2005 г.).
  4. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безо­пасности» (с изменениями от 23.07.2008 г., 19.07.2009 г.).
  5. Приказ Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации».
  6. Приказ Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».
  7. Приказ Министерства транспорта РФ от 13.01.2011 г. № 15 «О внесении изменений в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 4 апреля 1997 г. № 9Ц «О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов».
  8. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
  9. Инструкция МПС России от 11.01.1987 г. № ЦВ-ЦД-ЦУ ЦУКП-4441 «Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию автономных рефрижераторных вагонов».
  10. Инструкция МПС России от 26.05.2000 г. № ЦРБ-757 «Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации».
  11. Инструкция МПС России от 16.10.2000 г. № ЦРБ-790 «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации».
  12. Распоряжение ОАО «РЖД» от 12.05.2010 г. № 1078р «Об утверждении Руководства по деповскому ремонту «Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм № РД ЦВ587-200».
  13. Распоряжение ОАО «РЖД» от 06.07.2009 г. № 1427р «Об утверждении временного руководства и типовых технологических процессов ремонта грузовых вагонов».

Основные источники:

  1. Ефименко Ю.И. Общий курс железных дорог. – М.: «Академия», 2012.
  2. Крылов В.И., Крылов В.В. Автоматические тормоза подвижного состава. – М.: «Транспорт», 2013.
  3. Лощинин А.В. Охрана труда на железнодорожном транспорте. – М.: «Транспорт», 2014.
  4. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов на Дону: «Феникс», 2013.
  5. Пособие составителю поездов. – М.: «Транспорт», 2013.
  6. Соколов В.Н. Общий курс железных дорог. — М.: УМК МПС России, 2012.
  7. Типовой технологический процесс работы сортировочной станции. – М.: «Транспорт», 2013.
  8. Типовой технологический процесс работы грузовой станции. – М.: «Транспорт», 2014.

Учебные иллюстрированные пособия и электронные образовательные ресурсы:

  1. Сорокина Л.В. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения: Иллюстрированное учебное пособие (альбом). М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2005.
  2. Автосцепное оборудование грузовых вагонов: Обучающе-контролирующая мультимедийная компьютерная программа. М.: УМК МПС России, 2000.

Средства массовой информации:

  1. «Железнодорожный транспорт» (журнал). Форма доступа: www.zdt- magazine.ru
  2. «Транспорт России» (газета). Форма доступа: www.transportrussia.ru
  3. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Форма доступа:    www.mintrans.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

4.1.Рабочий учебный  план

профессиональной подготовки по программе

«СОСТАВИТЕЛЬ ПОЕЗДОВ»

Код: 18726

Цель программы:  профессиональное обучение и получение квалификационного  разряда по профессии «Составитель поездов»;

Категория слушателей: лица, ранее не имевшие профессии рабочего или должности служащего

Срок обучения: 2,5 месяца

Форма обучения: очнозаочная

Присваиваемая квалификация: 3 разряд

Объем программы: 400 часов

Индекс

(№п/п)

Элементы учебного процесса,

в т.ч учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы

Максимальная учебная

нагрузка на

обучающегося

Обязательная

учебная нагрузка

Форма

аттестации

Всего

ЛПЗ

с/р

 

Обязательная часть циклов ОПОП

 

    

1.

Общепрофессиональный цикл

108

108

 

1.1

Общий курс железных дорог.

12

12

зачет

1.2

Организация движения поездов

10

10

зачет

1.3

Организация работы железнодорожных станций

22

22

  

1.4

Грузовые перевозки

10

10

  

1.5

Тормозное оборудование подвижного состава

10

10

  

1.6

Правила технической эксплуатации и инструкции

24

24

  

1.7

Охрана труда

20

20

зачет

2.

Профессиональный  цикл

86

70

16

 

2.2

Организация маневровой работы и

обеспечение безопасности маневров.

86

70

16

экзамен

3.

Практическое обучение

198

 

198

 

 

3.1

Производственная практика

198

 

198

  

4.

Итоговая аттестация

8

8

 

 

экзамен

 

Итого:

400

186

204

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Календарный учебный график

№ п/п

Наименование циклов, разделов, дисциплин

Учебная нагрузка

Порядковые номера недель учебного года

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Общепрофессиональный цикл

108

          

60

1.1

Общий курс железных дорог.

12

12

         

10

1.2

Организация движения поездов

10

10

         

10

1.3

Организация работы железнодорожных станций

22

18

4

        

8

1.4

Грузовые перевозки

10

 

10

        

12

1.5

Тормозное оборудование подвижного состава

10

 

10

        

10

1.6

Правила технической эксплуатации и инструкции

24

 

16

8

       

10

1.7

Охрана труда

20

  

20

        

2.

Профессиональный цикл

86

          

250

2.1

Организация маневровой работы и обеспечение безопасности маневров.

86

  

12

40

34

     

250

3.

Практическое обучение

198

          

82

3.2

Производственная практика

198

    

6

40

40

40

40

32

82

4.

Итоговая аттестация

8

         

8

8

 

Итого

400

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

400

 

4.3.Рабочий учебный  план

профессиональной переподготовки по программе

«СОСТАВИТЕЛЬ ПОЕЗДОВ»

Код: 18726

Цель программы:  получение новой профессии «Составитель поездов» с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Категория слушателей: лица, уже имеющие профессию рабочего, профессии рабочих или  должность служащего, должности служащего

Срок обучения: 1,5 месяца

Форма обучения: очнозаочная

Присваиваемая квалификация: 34 разряд

Объем программы: 240 часов

Индекс

(№п/п)

Элементы учебного процесса,

в т.ч учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы

Максимальная учебная

нагрузка на

обучающегося

Обязательная

учебная нагрузка

Форма

аттестации

Всего

ЛПЗ

с/р

 

Обязательная часть циклов ОПОП

 

    

1.

Общепрофессиональный цикл

56

56

 

1.1

Общий курс железных дорог.

12

12

зачет

1.2

Правила технической эксплуатации и инструкции

24

24

  

1.3

Охрана труда

20

20

зачет

2.

Профессиональный  цикл

86

70

16

 

2.1

Организация маневровой работы и

обеспечение безопасности маневров.

86

70

16

экзамен

3.

Практическое обучение

90

 

90

 

 

3.1

Производственная практика

198

 

90

  

4.

Итоговая аттестация

8

8

 

 

экзамен

 

Итого:

240

134

106

 

 

 

4.4. Рабочий учебный  план

повышения квалификации  по программе

«СОСТАВИТЕЛЬ ПОЕЗДОВ»

Код: 18726

Цель программы:  последовательное совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся  профессии «Составитель поездов» без повышения образовательного уровня;

Категория слушателей: лица, уже имеющие профессию рабочего, профессии рабочих или  должность служащего, должности служащего

Срок обучения: 1 месяц

Форма обучения: очнозаочная

Присваиваемая квалификация: 4-5 разряд

Объем программы: 160 часов

Индекс

(№п/п)

Элементы учебного процесса,

в т.ч учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы

Максимальная учебная

нагрузка на

обучающегося

Обязательная

учебная нагрузка

Форма

аттестации

Всего

ЛПЗ

с/р

 

Обязательная часть циклов ОПОП

 

    

1

Профессиональный  цикл

152

40

94

18

 

1.1

Организация маневровой работы и обеспечение безопасности маневров.

152

40

94

18

экзамен

2.

Итоговая аттестация

8

8

 

 

экзамен

 

Итого:

160

64

88

8

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

 

  • ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ.

 

Тематический план Тема

Количество

часов

1.     Значение железнодорожного транспорта в

развитии России

1

2.     Устройство железнодорожного пути

2

3.     Устройство сигнализации и связи

1

4.     Подвижной состав

3

5.     Устройство электрификации и электроснабжения

1

Итого

12

ПРОГРАММА

Тема 1. Значение железнодорожного транспорта в развитии Росии.

Железнодорожный транспорт – многоотраслевое хозяйство. Объем перевозок, выполняемый железнодорожным транспортом, его удельный вес в общем объеме перевозок грузов народного хозяйства. Роль железнодорожного транспорта в развитии экономики России. Задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом по обеспечению потребностей в перевозках. Перспективы развития железнодорожного транспорта.

Тема 2. Устройство железнодорожного пути.

Основные элементы железнодорожного пути. Земляное полотно. Элементы и типы верхнего строения железнодорожного пути. Устройство рельсовой колеи и стрелочных переводов. Неисправности, при которых запрещается эксплуатация стрелочных переводов. Ручное и централизованное управление стрелками. Перевод централизованного стрелочного перевода курбелем. Перевод нецентрализованных стрелок, переданных на местное управление. Расстояние между осями железнодорожных путей на перегонах, железнодорожных станциях, грузовых фронтах. Понятие о габарите приближения строений. Предельные столбики, их назначение, место установки. Искусственные сооружения. Понятие о плане и профиле железнодорожного пути.

Тема 3. Устройства сигнализации и связи.

Назначение и классификация сигналов. Видимые и звуковые сигналы. Постоянные, ручные и переносные сигналы. Сигнальные указатели. Основные звуковые и видимые сигналы, применяемые при производстве маневровой работы на железнодорожных станциях. Общие понятия об устройствах сигнализации, централизации и блокировки (далее – СЦБ), применяемых на железнодорожных станциях. Рельсовые цепи. Значение устройств СЦБ и связи для организации и регулирования движения поездов. Понятие о поездной, диспетчерской и станционной связи. Основные виды связи, применяемой на железнодорожных станциях. Громкоговорящая связь. Радиосвязь для составителей поездов и машинистов маневровых локомотивов. Новые виды радиосвязи на сортировочных горках. Автоматическая переездная сигнализация и автоматические шлагбаумы. Правила ограждения поездов, остановившихся на перегоне.

 

 

 

Тема 4. Подвижной состав.

Краткая характеристика современного локомотивного парка. Виды локомотивной тяги, их сравнительная характеристика. Понятие о локомотивах, моторвагонном подвижном составе. Общие сведения о ремонте и техническом обслуживании локомотивов, моторвагонного

подвижного состава. Основные виды локомотивов, применяемых при производстве маневровой работы на железнодорожных станциях. Порядок обслуживания локомотивов при маневрах на железнодорожных станциях. Состав маневровых локомотивных бригад. Типы вагонов для грузового движения, их назначение. Специализированный состав для перевозки скоропортящихся грузов, живности, автомобилей, контейнеров; транспортеры и другие вагоны. Знаки и надписи на вагонах. Нумерация вагонов грузового типа. Общие понятия об устройстве вагонов, в том числе кузовов, колесных пар, тележек, букс, рессор, рам и ударно-тяговых приборов.

Общие сведения о контейнерах. Проверка действия аппарата сцепления у вагонов и локомотивов. Обязанности составителя поездов при сцеплении и расцеплении вагонов. Понятие о габарите подвижного состава. Порядок технического обслуживания и ремонта вагонов. Виды ремонта вагонов.

Тема 5. Устройства электрификации и электроснабжения.

Общие понятия об электроснабжении, устройстве контактной сети на перегонах и железнодорожных станциях.

 

 

1 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

 

Тематический план Тема

Количество

часов

1.     График движения поездов

2

2.     План формирования поездов. Технология переработки вагонопотоков

8

3.     Диспетчерское руководство движением поездов и маневровой работой

2

Итого

12

 

ПРОГРАММА

Тема 1. График движения поездов.

Понятие о графике движения поездов, графическое изображение движения поездов. Направление следования и нумерация поездов. Весовые нормы, длина и скорость движения. Расписание движения поездов. Тяжеловесные и длинносоставные поезда, организация их пропуска. Технология формирования поездов повышенного веса и соединенных поездов.

Тема 2. План формирования поездов. Технология переработки вагонопотоков.

Понятие о плане формирования поездов, его роль и значение в обеспечении плана перевозок. Маршрутизация перевозок. Выбор рациональных маршрутов следования вагонопотоков.

Календарное планирование погрузки. Нарушения плана формирования, последствия и ответственность станций за нарушения плана формирования. Контроль выполнения плана формирования. Грузо- и вагонопотоки. Единая сетевая разметка. Процессы расформирования и формирования вагонопотоков. Технология подготовки поезда в рейс. Основные технологические

нормативы. Показатели работы станции. Организация порожних вагонопотоков. Виды поездов. Основные направления перевозок грузов. Понятие о международных транспортных коридорах. Понятия о регулировании порожних вагонных парков.

Тема 3. Диспетчерское руководство движением поездов и маневровой работой.

Структура диспетчерского управления перевозками. Понятие о диспетчерском участке. Сущность диспетчерской системы руководства движением поездов. Роль поездного диспетчера в обеспечении графика движения поездов. Роль и участие составителя поездов в улучшении организации диспетчерского руководства на участке. Понятие о местной работе и способах обслуживания промежуточных станций. Организация работы сборных и вывозных поездов. Роль и задачи поездного, станционного (маневрового) диспетчеров в организации работы станций по приему и отправлению поездов.

 

 

  • ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ.

Тематический план Тема

Количество

часов

1.     Основные сведения о железнодорожной станции

1

2.     Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции

2

3.     Технологический процесс работы железнодорожной станции

2

4.     Маневровая работа на железнодорожных станциях. Работа с местными вагонами.

4

5.     Организация работы промежуточных, участковых, сортировочных и грузовых железнодорожных станций

3

6.     Организация работы станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов

2

7.     Организация работы составителя поездов

6

8.     Работа железнодорожных станций в зимних условиях

2

Итого

22

 

ПРОГРАММА

Тема 1. Основные сведения о железнодорожных станциях.

Железнодорожная станция как основное линейное предприятие железной дороги, координирующее работу смежных предприятий железнодорожного узла. Категории и классы железнодорожных станций. Основные устройства на железнодорожных станциях. Путевое развитие железнодорожных станций. Парки, их назначение. Схемы железнодорожных станций. Принцип нумерации железнодорожных путей и стрелочных переводов.

Тема 2. Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции.

Назначение и содержание техническо-распорядительного акта железнодорожной станции (далее – ТРА), порядок его составления и утверждения. Разделы ТРА, их краткое содержание. Приложения к ТРА. Выписки из ТРА, их назначение. Четкое выполнение требований ТРА –

основа обеспечения безопасности движения и охраны труда.

Тема 3. Технологический процесс работы железнодорожной станции.

Понятие о технологическом процессе работы железнодорожной станции. Порядок его разработки и утверждения. Основные требования к разрабатываемым технологическим процессам. Краткое содержание типовых технологических процессов работы железнодорожной станции.

Технологические карты эксплуатационной работы промежуточных железнодорожных станций, их назначение.

 

Тема 4. Маневровая работа на железнодорожных станциях.

Работа с местными вагонами Основные способы производства маневровой работы. Маневры по

расформированию и формированию поездов на сортировочных горках. Способы производства маневров на вытяжных путях. Маневры на главных и приемо-отправочных путях, грузовых дворах, погрузочно- выгрузочных фронтах. Регламент закрепления вагонов. Руководство маневровой работой. Маневровые районы. Скорости передвижения при маневрах. Составительские и комплексные бригады. Торможение вагонов на путях сортировочного парка. Устройство тормозных башмаков, порядок их учета, хранение и применение. Нормы и правила закрепления подвижного состава тормозными башмаками. Организация маневровой работы на сортировочных горках. Маневры по отцепке и прицепке вагонов к транзитным поездам. Порядок производства маневров на подъездных путях. Организация подачи вагонов к местам погрузки и выгрузки, уборка вагонов. Перестановка вагонов при выполнении грузовых операций.

Использование переносных портативных радиостанций. Обязанности составителя поездов по соблюдению безопасных приемов труда. Особенности маневровой работы в зимних условиях.

Передовые приемы работы с местными вагонами. Меры по сокращению их простоя на железнодорожных путях станции.

Последовательность подачи и уборки местных вагонов в зависимости от расположения грузовых фронтов, железнодорожных путей, погрузочно- разгрузочных механизмов.

Тема 5. Организация работы промежуточных, участковых, сортировочных и грузовых железнодорожных станций.

Операции, выполняемые на промежуточных железнодорожных станциях. Специализация железнодорожных путей. Технология обработки сборных поездов. Маневровая работа с выездом на главные железнодорожные пути. Назначение и устройство участковых железнодорожных станций. Основные операции, выполняемые на участковых станциях. Обработка транзитных поездов с переработкой. Технология обработки поездов с изменением массы поезда. Обработка транзитных групповых поездов с перецепкой групп. Комплексное применение средств механизации и автоматизации обслуживания поездов. Обработка поездов, прибывающих в расформирование. Формирование и отправление участковых и сборных поездов.

Особенности обработки соединенных поездов. Обработка поездов на пограничных передаточных станциях. Назначение и техническая оснащенность сортировочных станций. Понятие об устройстве сортировочных горок, механизации и автоматизации сортировочных работ. Руководство маневровой работой на сортировочных горках. Расформирование составов на сортировочных горках. Меры по обеспечению безопасности движения, производства маневровых работ и требований безопасности в районах повышенной опасности, где производятся параллельные операции по приему, отправлению и формированию поездов. Маневры со специальными вагонами, вагонами с опасными грузами. Накопление и формирование составов. Обработка составов своего формирования. Работа с местными вагонами на сортировочных станциях. Информация сортировочных станций о подходе поездов. Операции с составами в парках прибытия. Учет наличия и накопления вагонов в сортировочных парках. Операции с составами в парках отправления. Технология формирования объединенных поездов на сортировочных станциях. Применение ЭВМ на сортировочных станциях. Понятие об автоматизированной системе управления сортировочными станциями. Структура оперативного руководства работой сортировочных станций. Передовые методы работы на сортировочных станциях по более эффективному использованию транспортных средств, новой техники и повышению производительности труда. Назначение грузовых железнодорожных станций. Основные технические устройства на грузовых железнодорожных станциях. Особенности технологического процесса работы грузовых железнодорожных станций. Информация о прибытии на станцию поездов и грузов. Планирование и организация подачи и уборки вагонов. Подготовка вагонов к перевозке. Управление эксплуатационной работой на грузовых железнодорожных станциях.

Основные показатели работы железнодорожных станций. Понятие об автоматизированных системах управления работой железнодорожной станции.

Тема 6. Организация работы станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов.

Основные задачи, назначение и структура станционного технологического центра обработки поездной и перевозочной документации (далее – СТЦ). Натурный лист поезда и его назначение.

Понятие о единой сетевой разметке. Система информации о поездах, назначение и содержание телеграммы-натурного листа. Проверка прибывающих составов. Сортировочный лист и его назначение. Учет наличия и расположения вагонов на станционных железнодорожных

путях. Подготовка документов на формируемые поезда. Понятие об информационно-аналитической системе поддержки управленческих решений по грузовым перевозкам (ИАСПУРГП).

Тема 7. Организация работы составителя поездов.

Инструкция составителю поездов и его помощнику:

— общие положения;

— организация производственной деятельности, права и обязанности;

прием и сдача дежурства;

— обязанности составителя поездов и его помощника при производстве

маневров;

— обязанности составителя поездов и его помощника по обеспечению

безопасности маневровой работы;

— обязанности составителя поездов и его помощника по соблюдению

безопасных приемов труда;

— действия составителя поездов и его помощника в нестандартных ситуациях.

Особенности производства маневровой работы на сортировочных горках, вытяжных путях, в маневровых районах станции, при обслуживании подъездных путей промышленных предприятий. Маневровая работа с вагонами с опасными и негабаритными грузами и с вагонами, занятыми людьми. Регламент переговоров. Применение носимых радиостанций в работе составителя поездов. Средства индивидуальной защиты составителя поездов. Порядок их применения.

Тема 8. Работа железнодорожных станций в зимних условиях Особенности работы станций в зимних условиях.

Подготовка хозяйства и обучение работников, связанных с движением поездов, маневрами, погрузкой и выгрузкой грузов, к работе в зимних условиях. Организация снегоборьбы. Особенности технологии маневров на вытяжках и сортировочных горках в зимний период. Опыт работы передовых станций в зимних условиях по обеспечению качества эксплуатационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 4.  ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ.

 

Тематический план Тема

Количество

часов

1.     Планирование перевозок на железнодорожном транспорте

1

2.     Грузовое хозяйство железнодорожной станции

1

3.     Прием грузов к перевозке. Погрузка, выгрузка и выдача грузов

1

4.     Перевозка грузов на открытом подвижном составе. Перевозка негабаритных грузов

4

5.     Обеспечение сохранности перевозимых грузов

3

6.     Основные требования безопасности при перевозке опасных грузов

2

7.     Стандартизация и контроль качества продукции

6

Итого

10

 

 

ПРОГРАММА

Тема 1. Планирование перевозок на железнодорожном транспорте.

Разработка плана перевозок и его основные показатели. Виды сообщений и способы выполнения перевозок. Оперативное планирование работы железнодорожной станции (сменный и текущий планы). Основные показатели грузовой работы на железнодорожной станции.

Тема 2. Грузовое хозяйство железнодорожной станции.

Грузовые железнодорожные станции общего пользования. Операции, выполняемые грузовыми железнодорожными станциями. Основные устройства железнодорожных станций. Обеспечение поточности операций. Использование территории грузовой железнодорожной станции. Специализированные грузовые станции – станции погрузки угля, руды, зерна, нефтеналивные станции, перегрузочные, портовые. Грузовые районы. Грузовой двор, контейнерная площадка на железнодорожной станции, сортировочная платформа, их назначение и основные устройства. Товарная контора, ее основное назначение.

Понятие о перевозочных документах. Производственные участки и механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, их задачи и назначение. Контейнерные и пакетные перевозки, их эффективность и перспективы развития.

Тема 3. Прием грузов к перевозке. Погрузка, выгрузка и выдача грузов.

Порядок приема груза. Подготовка груза к перевозке. Накладная, порядок ее заполнения. Составление дорожной ведомости. Осмотр вагонов перед погрузкой груза. Сроки погрузки основных грузов. Порядок передачи перевозочных документов в товарную контору

станции. Информация станций и грузополучателей о подходе грузов в их адрес. Операции по прибытии грузов. Подача вагонов к местам выгрузки. Проверка состояния вагонов в коммерческом отношении. Выдача груза.

Тема 4. Перевозка грузов на открытом подвижном составе.

Перевозка негабаритных грузов.

Перечень грузов, допускаемых к перевозке на открытом подвижном составе. Особенности перевозки тяжеловесных грузов. Перевозка на сцепах, транспортерами. Способы крепления грузов при перевозке их на открытом подвижном составе. Требования безопасности при перевозке

грузов на открытом подвижном составе. Понятие о негабаритных грузах, степени их негабаритности. Особенности перевозки грузов каждой из степеней негабаритности. Перевозка грузов на особых условиях в сопровождении проводников: перевозка живности, воинские перевозки и др.

Тема 5. Обеспечение сохранности перевозимых грузов.

Ответственность железных дорог, грузополучателей и грузоотправителей за сохранность грузов. Обеспечение сохранности вагонов и перевозимых грузов при маневрах. Охрана грузов. Понятие о коммерческих актах, актах общей формы. Порядок их составления. Организация борьбы с не сохранностью перевозок. Понятие о претензиях и исках.

 

Тема 6. Основные требования безопасности при перевозке опасных грузов.

Классификация опасных грузов. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом по территории России. Меры безопасности и требования при организации поездной и маневровой работы с опасными грузами. Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. Особые условия перевозки наливных, смерзающихся, скоропортящихся грузов и живности.

Тема 7. Стандартизация и контроль качества продукции.

Сущность стандартизации. Основные понятия и определения в области стандартизации. Задачи стандартизации. Государственная система стандартизации. Международные организации по стандартизации. Виды стандартов, их характеристика. Стандарты предприятия. Стандартизация и качество продукции. Сущность сертификации продукции, система сертификации. Основные документы в области сертификации. Общие сведения об управлении качеством продукции.

1.5. ТОРМОЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.

 

Тематический план Тема

Количество

часов

1.     Общие сведения о тормозах грузовых и пассажирских поездов

4

2.     Опробование тормозов

4

3.     Справка о тормозах формы ВУ -45

2

Итого

10

 

ПРОГРАММА

 

Тема 1. Общие сведения о тормозах грузовых и пассажирских поездов

Характеристика тормозов. Общие сведения об устройстве и принципе действия автоматических тормозов в грузовых поездах. Общие сведения об устройстве и принципе действия автоматических тормозов и электропневматических тормозов в пассажирских поездах.

Тормозные рычажные передачи. Ручной тормоз.

Тема 2. Опробование тормозов

Полное и сокращенное опробование тормозов. Проверка автотормозов.

Тема 3. Справка о тормозах формы ВУ-45

Обеспечение поезда тормозами. Подсчет тормозного нажатия и порядок заполнения справки формы ВУ-45 о тормозах.

 

 

Тематический план Тема

Количество

часов

1.     Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации

6

2.     Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации

8

3.     Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации

6

4.     Обеспечение безопасности движения поездов

4

Итого                                                                                                                         24

1.6. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ.

 

 

ПРОГРАММА

Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации изучается в полном объеме.

Тематический план Тема

Количество

часов

1.     Введение

1

2.     Правовое регулирование охраны труда

2

3.     Гигиена труда и производственная санитария

1

4.     Травматизм и его профилактика

2

5.     Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях

2

6.     Общие вопросы электробезопасности

3

7.     Пожарная безопасность

5

8.     Требования безопасности при выполнении работ составителем поездов и его помошником

6

Итого                                                                                                                         22

1.7. ОХРАНА ТРУДА.

ПРОГРАММА

 

Введение

Понятие «охрана труда». Содержание учебной дисциплины «Охрана труда». Цели и задачи учебной дисциплины, ее значение в подготовке квалифицированного рабочего. Социально-экономическое значение охраны труда на современном этапе развития производства.

 

 

 

Тема 1. Правовое регулирование охраны труда

Вопросы охраны труда в Конституции Российской Федерации. Основные нормативные правовые акты Российской Федерации в области охраны труда (Трудовой кодекс РФ и др.). Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта. Система управления охраной труда на предприятии. Права и обязанности должностных лиц по охране труда. Контроль за состоянием охраны труда на предприятии. Трудовой договор. Порядок приема, увольнения и перевода на другую работу. Права работников. Трудовые споры и порядок их разрешения. Правила внутреннего трудового распорядка. Рабочее время и время отдыха. Режим рабочего времени. Сверхурочная работа. Работа в ночное время, в праздничные и выходные дни. Отпуска.

Тема 2. Гигиена труда и производственная санитария

Понятие о гигиене труда и производственной санитарии. Задачи гигиены труда и производственной санитарии в предупреждении профзаболеваний. Требования безопасности к устройству зданий и помещений, требования к территории предприятия. Вредные производственные факторы, их воздействие на организм человека. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Система вентиляции воздуха, отопление

производственных помещений. Ядохимикаты. Действие ядохимикатов на организм человека. Требования безопасности при работе с ядохимикатами. Освещенность рабочего места, нормирование освещения. Действие шума и вибрации на организм человека. Средства

индивидуальной защиты от шума и вибрации. Санитарно-гигиенические факторы условий труда. Санитарно-бытовые устройства, средства индивидуальной защиты. Порядок выдачи работающим средств индивидуальной защиты, спецпитания. Обеспечение рабочих питьевой водой. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников.

Тема 3. Травматизм и его профилактика

Понятие о производственном и непроизводственном травматизме. Понятие о несчастном случае. Причины несчастных случаев и их профилактика. Мероприятия, направленные на предупреждение травматизма. Оценка рисков по профессии. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Акты о несчастных случаях на производстве, порядок их оформления.

Виды инструктажей и сроки их проведения. Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. Обучение безопасным методам работы, контроль за выполнением требований по охране труда. Правила оказания доврачебной помощи пострадавшим на производстве.

Тема 4. Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

Правила перехода через железнодорожные пути и прохода вдоль железнодорожных путей. Требования безопасности при нахождении в зоне централизованных стрелок. Меры предосторожности при выходе на железнодорожные пути из постов, зданий, из-за групп вагонов, при нахождении на станционных железнодорожных путях, при неблагоприятных погодных условиях. Освещение территории и железнодорожных путей зданий. Устройство выходов из служебно-технических помещений, расположенных вблизи железнодорожных путей. Меры безопасности при пропуске подвижного состава.

Предупредительные надписи, сигнальная окраска, знаки безопасности. Содержание территории и сооружений. Предупреждающая окраска сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей. Требования безопасности при выполнении работ вблизи или при непосредственном контакте с движущимся или готовым к движению подвижным составом, ремонтно-строительными машинами. Опасные факторы, связанные с работой в зоне ограниченной видимости и слышимости. Меры безопасности при работе в зоне

ограниченной видимости и слышимости.

Тема 5. Общие вопросы электробезопасности

Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения и факторы, влияющие на исход поражения электрическим током. Особенности поражения электрическим током. Явления при стекании тока в землю. Напряжения прикосновения и шага. Статическое

электричество и защита от него. Классификация электроустановок и помещений по степени опасности поражения электрическим током. Освобождение пострадавшего от электрического тока в установках напряжением до 1000 В и свыше 1000 В. Основные мероприятия по обеспечению электробезопасности. Защитное заземление и зануление. Средства защиты от поражения электрическим током, их классификация. Общие правила пользования средствами защиты, порядок их хранения. Учет средств защиты и контроль их состояния, общие правила испытания. Электроизолирующие средства.

Средства индивидуальной защиты. Защитные, предохранительные, блокирующие и сигнализирующие устройства, их характеристика и принцип действия. Общие требования безопасности при выполнении работ на электрифицированных линиях. Инструкция по электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированной железной дороге. Особенности электробезопасности при выполнении работ составителем поездов.

Практическое занятие № 1

Оказание доврачебной помощи пострадавшему от электрического тока.

Тема 6. Пожарная безопасность

Общие сведения о горении, температура вспышки. Самовозгорание. Основные законодательные акты и документы, регламентирующие обеспечение пожаробезопасности. Горение и взрыв различных смесей. Пожарная профилактика. Противопожарный режим на предприятии. Общие меры по предупреждению пожаров в производственных и складских помещениях, подвижном составе, служебных зданиях. Организация проведения огневых работ. Требования безопасности при проведении огневых работ. Тушение пожаров в электроустановках. Средства пожаротушения: противопожарное водоснабжение, огнетушители, автоматизированные стационарные установки пожаротушения. Средства пожарной сигнализации, принцип их действия. Пожарные машины и поезда, их назначение и оснащение. Устройство, принцип действия огнетушителей, правила их применения, в том числе при тушении электрооборудования. Действие обслуживающего персонала при пожарах на объектах и

подвижном составе. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Практическое занятие № 2

Изучение устройства и правил применения огнетушителей, в том числе и при тушении электрооборудования.

Тема 7. Требования безопасности при выполнении работ составителем поездов и его помощником

Инструкция составителю поездов и его помощнику изучается в полном объеме. Общие положения. Порядок приема дежурства. Обязанности составителя поездов при производстве маневров. Сдача дежурства. Обязанности составителя поездов по соблюдению безопасных приемов труда. Производство маневров на вытяжках, на горке. Порядок торможения вагонов на путях при маневрах толчками. Требования безопасности при маневрах. Особенности технологии производства маневров в зимний период. Требования безопасности при работе в зимних условиях. Применение в работе составительских бригад переносных радиостанций. Регламент переговоров. Особенности работы составительских бригад при обслуживании

подъездных путей промышленных предприятий и организаций. Особенности работы с пожарными и восстановительными поездами. Требования безопасности при работе на подъездных и электрифицированных путях. Требования Правил по охране труда на железнодорожных станциях. Требования местных инструкций по охране труда составителя поездов, его помощника. Требования других нормативных документов по обеспечению безопасных условий труда составителя поездов и его помощника

 

Профессиональный цикл

 

  • ОРГАНИЗАЦИЯ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

БЕЗОПАСНОСТИ МАНЕВРОВ.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

лекции

ЛПЗ

1

Особенности маневровой работы с опасными грузами

8

8

 

2

Назначение маневровой работы

8

8

 

3

Назначение, виды и конструкция стрелочных переводов

16

8

8

4

Нормы и основные правила закрепления подвижного состава.

10

10

 

5

Регламент переговоров при маневровой работе

и при закреплении и подвижного состава.

16

12

4

6

Ручные и звуковые сигналы при маневрах

12

8

4

7

Охрана труда и соблюдение правил техники безопасности

8

8

 

8

Обеспечение безопасности маневровой работы и личной безопасности

8

8

 
 

ИТОГО:

86

70

16

ПРОГРАММА

 

Тема 2.1.1. Особенности маневровой работы с опасными грузами.

Классификация опасных грузов. Письменный наряд. Аварийные карточки. Маркировка. Знаки опасности. Меры по обеспечению безопасности движения, производства маневровых работ и охране труда в районах повышенной опасности. Накопление и формирование составов. Обработка составов местного формирования. Требования по формированию поездов с вагонами для перевозки опасных грузов.

 

Тема 2.1.2. Назначение маневровой работы.

Порядок организация маневровой работы на железнодорожных станциях. Руководство маневровой работы. Требования к работникам при производстве маневров. Маневровая работа на приемоотправочных и сортировочных железнодорожных путях

 

Тема 2.1.3. Назначение, виды и конструкция стрелочных переводов.

Общие сведения о стрелочных переводах и глухих пересечениях. Основные элементы стрелочных переводов. Марки стрелочных переводов. Неисправности, при которых запрещается эксплуатация стрелочных переводов.

 

Тема 2.1.4. Нормы и основные правила закрепления подвижного состава.

Порядок учета, маркировки, выдачи и хранения тормозных башмаков.

Неисправности тормозных башмаков, при которых не допускается их использование.

Закрепление подвижного состава на станциях. Расчет количества тормозных башмаков. Причины необходимости раздельных расчетов норм закрепления на одном пути составов четных и нечетных поездов

 

Тема 2.1.5.  Регламент переговоров при маневровой работе и при закреплении и

подвижного состава.

Регламент переговоров ДСП станции, машинистов ТЧМ и составителя поездов при маневровой работе. Регламент переговоров при выполнение операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станционных железнодорожных путях. Регламент действий работников хозяйства перевозок в аварийных и нестандартных ситуациях.

 

Тема 2.1.6.  Ручные и звуковые сигналы при маневрах.

Ручные и звуковые сигналы при маневрах. Сигналы, применяемые при маневровой работе. Маневровые светофоры. Сигналы тревоги.

 

Тема 2.1.7.  Охрана труда и соблюдение правил техники безопасности.

Охрана труда и соблюдение правил техники безопасности. Обеспечение охраны труда и предупреждения травматизма. Основные направления политики в области охраны труда. Человек на пути. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Техника безопасности и контроль по охране труда. Обеспечение средствами индивидуальной защиты

 

Тема 2.1.8.  Обеспечение безопасности маневровой работы и личной безопасности.

Обеспечение безопасности маневровой работы и личной безопасности. Маневровая работа и ограждение вагонов на путях. Руководство маневровыми работами и контроль за постановкой и снятием сигналов. Личная безопасность работников, занятых на маневрах; контроль технического обслуживания, ремонта вагонов; сохранность подвижного состава.

 

 

Практические занятия:

  1. Определение неисправностей стрелочного перевода — 8 ч.
  2. Расчет норм закрепления подвижного состава на станционных путях. – 4 ч.
  3. Ограждение опасных мест и препятствий на перегонах и станциях – 4 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

  • ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

 

Тематический план Тема

Количество

часов

1.     Инструктаж по охране труда. Инструктаж по пожарной безопасности и электробезопасности

8

2.     Схема железнодорожной станции, характеристика работ

8

3.     Изучение технологии работы железнодорожной станции

16

4.     Обучение операциям, приемам и видам работ, выполняемым составителем поездов 3-5 разрядов

40

5.     Самостоятельное выполнение работ в качестве составителя поездов

120

Итого                                                                                                                        198

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Инструктаж по пожарной и электробезопасности

Цели и задачи производственного обучения. Требования тарифно-квалификационных характеристик составителя поездов 3-5-го разрядов.

Правила внутреннего распорядка, режим работы. Содержание работ, выполняемых составителем поездов.

Типовая инструкция по охране труда. Требования безопасности к производственному оборудованию и производственному процессу. Требования безопасности при перемещении грузов.

Основные вредные и опасные производственные факторы, возникающие при работе. Индивидуальные средства защиты; ограждение опасных зон. Причины и виды травматизма.

Электробезопасность. Правила пользования электронагревательными приборами и электроинструментом. Виды электротравм. Оказание доврачебной помощи при поражении электрическим током.

Пожарная безопасность. Причины пожаров, меры по их предупреждению. Меры предосторожности при использовании пожароопасных жидкостей и газов. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Инструктажи по охране труда.

Тема 2. Схема железнодорожной станции, характеристика работ.

Расположение парков железнодорожной станции, соединительных и вытяжных железнодорожных путей; их назначение. Объем и характеристика выполняемой работы.

Особенности работы в парках, прогрессивная технология и передовые методы работы.

Техническое оснащение железнодорожной станции, назначение и краткая характеристика основных технических обустройств.

Организация взаимодействия в работе парков железнодорожной станции. Структурная схема оперативного руководства работой в смене.

Ознакомление с рабочими местами маневрового диспетчера; дежурных по железнодорожной станции, сортировочной горке;

операторов сортировочной горки, станционного технологического центра (СТЦ); составителя поездов; регулировщиков скорости движения вагонов, машиниста локомотива. Краткая характеристика и значение выполняемой ими работы. Ознакомление с расположением парков железнодорожной станции, мест погрузки и выгрузки грузов, маневровых, маршрутных, входных,

выходных и других светофоров и указателей, стрелочных районов; с зонами наиболее интенсивной маневровой работы; наличием негабаритных мест, уклонов, подъемов, кривых и непросматриваемых зон.

Тема 3. Изучение технологии работы железнодорожной станции.

Ознакомление с планом формирования поездов, действующим на железнодорожной станции. Ознакомление с информацией о прибывающих на железнодорожную станцию поездах и с операциями, связанными с подготовкой составов к расформированию.

Составление сортировочных листков. Ведение учета наличия и накопления вагонов на железнодорожных путях станции. Краткое ознакомление с работой станционного технологического центра (СТЦ) по предварительной подборке документов на формируемые поезда.

Составление натурных листов. Определение веса поезда. Изучение технологии расформирования и формирования поездов на сортировочной горке и в сортировочном парке, совмещения операций по расформированию и формированию поездов, последовательности обработки поездов в парке отправления.

Ознакомление с порядком оперативного руководства маневровой работой на железнодорожной станции, с передовыми приемами работы составительских бригад.

Тема 4. Обучение операциям, приемам и видам работ, выполняемым составителем поездов 3-5-го разрядов

Ознакомление с планом и районом маневровой работы, с выпиской из техническо-распорядительного акта (ТРА) железнодорожной станции, местными инструкциями.

Изучение порядка приема и сдачи дежурства бригадой.

Ознакомление с наличием и расположением подвижного состава на путях своего района, проверка надежности его закрепления, наличия установленных для района средств закрепления и их исправности, получение плана работы и доведение его до всех членов комплексной

бригады. Изучение порядка производства маневров по расформированию и формированию поездов; применения звуковых и видимых сигналов; перевода необслуживаемых ручных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении. Изучение приемов торможения вагонов тормозными башмаками, закрепления вагонов на железнодорожных путях.

Выполнение правил предосторожности при маневрах с вагонами, занятыми людьми; вагонами, загруженными опасными, негабаритными грузами; со специальными вагонами.

Изучение порядка производства маневров с транзитными поездами, требующими прицепки, отцепки или замены групп вагонов. Изучение приемов проверки действия автосцепного устройства (винтовой сцепки) у вагонов, не подхода центров автосцепок и порядка его устранения.

Изучение порядка передачи составов и отдельных вагонов из парка в парк. Изучение передовых методов и приемов работы составительских бригад в сортировочном парке и на вытяжке.

Ознакомление с работой сортировочной горки, выпиской из ТРА станции и местными инструкциями, расположением вагонов на путях сортировочного парка, наличием поездов и подходом их для расформирования. Получение сортировочного листка, его изучение.

Изучение приемов роспуска составов с сортировочной горки: расцепки вагонов, регулирования скорости надвига и роспуска состава в зависимости от величины отцепов в нем и ходовых качеств вагонов.

Изучение порядка формирования поездов на путях сортировочного парка в процессе расформирования составов на горке. Изучение порядка производства маневров с вагонами, которые запрещается спускать с горки, осаживания вагонов на путях сортировочного парка. Изучение

передовых приемов в работе составительских бригад при расформировании поездов на горке. Изучение порядка формирования поездов; постановки вагонов с опасными и негабаритными грузами; размещения специального подвижного состава и локомотивов в недействующем состоянии в поездах.

Изучение порядка опробования тормозов.

Изучение порядка маневровой работы с местными вагонами.

Изучение технологии обработки местных вагонов.

Участие в планировании подачи и уборки местных вагонов.

Изучение порядка маневровой работы на грузовых дворах. Изучение габаритов приближения строений и подвижного состава. Организация рабочего места. Требования безопасности при выполнении работ. Контроль качества выполняемых работ.

Тема 5. Самостоятельное выполнение работ в качестве составителя поездов.

Инструктаж по безопасности труда.

Самостоятельное выполнение работ, предусмотренных тарифно — квалификационными характеристиками составителя поездов 3-5-го разрядов.

Выполнение квалификационных пробных работ.

Примечание. Данная темаразрабатывается при участии специалистов отрасли с учетом конкретных условий производства, необходимости получения обучающимися навыков работы на современном оборудовании и освоения передовых технологий и приемов труда, а также с учетом требований нанимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Формы аттестации

Итоговые квалификационные испытания заключаются в проведении итоговой аттестации в виде экзамена, позволяющего выявить теоретическую и практическую подготовку по  основной профессиональной образовательной программе профессионального обучения «Составитель поездов» При успешном завершении обучения, слушателю выдается свидетельство установленного образца

 

5.2. Оценочные материалы и иные компоненты

  • Экзаменационные вопросы итоговой аттестации по основной

профессиональной образовательной программе

«СОСТАВИТЕЛЬ ПОЕЗДОВ»

 

ПЕРЕЧЕНЬ

вопросов и заданий для квалификационного экзамена по итогам профессионального

обучения по предмету

«ПТЭ, инструкции и безопасность движения» 

  1. Что устанавливают ПТЭ, основные приложения ПТЭ.
  2. Общие обязанности работников ЖДТ.
  3. Порядок ограждения опасных мест, требующих уменьшения скорости поезда.
  4. Требования к видимости сигнальных огней светофоров на станции.
  5. Назначение и виды габаритов.
  6. Понятие о негабаритном грузе. Зоны и степени негабаритности.
  7. Расстояние между осями смежных путей на перегонах и станциях
  8. Ширина рельсовой колеи.
  9. Сигнальные и путевые знаки – назначение, места установки.
  10. Назначение и устройство стрелочного перевода.
  11. Неисправности стрелочных переводов.
  12. План и профиль пути. Требование к расположению станций в плане и профиле.
  13. Назначение и виды переездов
  14. Ограждение железнодорожных переездов
  15. Требования, предъявляемые к автосцепкам
  16. Порядок следования при обнаружении ползуна на колёсной паре
  17. Устройства и виды СЦБ
  18. Виды сигналов. Нормальное показание светофоров на перегонах и станции
  19. Виды технологической электросвязи.
  20. Требования, предъявляемые к устройствам энергоснабжения
  21. Порядок ограждения поезда при сходе вагонов на перегоне с выходом за габарит.
  22. Переносные сигналы ограждения на станции: их установка, требования.
  23. Порядок ограждения внезапно возникшего препятствия
  24. Ручные и звуковые сигналы при маневровой работе и  при опробовании автотормозов.
  25. Звуковые сигналы тревог.
  26. Сигналы, применяемые для обозначения поездов и локомотивов
  27. Порядок подачи ручного сигнала «Опустить токоприёмник»
  28. Основные значения сигналов, подаваемых светофорами, независимо от места их установки.
  29. Обозначение светофоров на станции.
  30. Требования регламента переговоров между составителем, ДСП и ТЧМ.

перечень вопросов по предмету «Грузовые перевозки»

для групп подготовки по профессии: «Составитель поездов»

  1. Оперативное планирование работы железнодорожной станции.
  2. Перевозка грузов в смешанном сообщении.
  3. Перевозка грузов в международном сообщении.
  4. Назначение и основные устройства грузового района.
  5. Назначение и основные устройства сортировочной платформы.
  6. Расположение на железнодорожной станции мест погрузки-выгрузки грузов общего пользования.
  7. Пакетные перевозки; их эффективность.
  8. Порядок приема и подготовки груза к перевозке.
  9. Комплект перевозочных документов.
  10. Осмотр вагонов перед погрузкой.
  11. Информирование железнодорожных станций и грузополучателей о подходе грузов в их адрес.
  12. Ответственность железных дорог за сохранность перевозимых грузов.
  13. Обеспечение сохранности перевозимых грузов при маневрах.
  14. Классификация опасных грузов.
  15. Основные свойства опасных грузов.
  16. Порядок предъявления вагонов для перевозки опасных грузов к техническому и коммерческому осмотрам.
  17. Назначение и содержание аварийной карточки.
  18. Особые отметки в перевозочных документах при перевозке опасных грузов.
  19. Перевозка грузов на открытом подвижном составе.
  20. Виды и степени негабаритности.
  21. Индекс негабаритности.
  22. Порядок приема негабаритного груза к перевозке.
  23. Порядок пропуска и сопровождения негабаритных и тяжеловесных грузов.
  24. Признаки пригодности вагонов и контейнеров, предназначенных для перевозки конкретных грузов.
  25. Пломбирование вагонов и контейнеров.
  26. Знаки на запорных устройствах.
  27. Требования к запорно-пломбировочным устройствам.
  28. Правила пломбирования вагонов и контейнеров.
  29. Способы навешивания пломб и запорных устройств.
  30. Признаки, характеризующие неисправность запорных устройств.
  31. Порядок запирания закруткой контейнеров, загруженных грузами, перевозка которых допускается без применения запорно-пломбировочных устройств.

 по предмету: «Организация движения поездов»

  1. Процесс накопления вагонов на технических станциях.
  2. Маршрутизация перевозок. Виды маршрутов.
  3. Организация местных вагонопотоков на промежуточных станциях.
  4. Классификация грузовых и пассажирских поездов.
  5. Ускоренные поезда. Маршрутная скорость.
  6. Особенности формирования тяжеловесных и длинносоставных поездов.
  7. Система нумерации поездов. Приоритетность пропуска поездов.
  8. Система нумерации грузовых вагонов.
  9. Система нумерации пассажирских вагонов.
  10. График движения поездов. Назначение, форма и содержание.

  Перечень вопросов к экзаменам по предмету:

«Организация работы станций» 

  1. Понятие о раздельном пункте: железнодорожной станции, разъезде, обгонном пункте.
  2. Железнодорожные станции – назначение, типы, классность.
  3. Железнодорожные пути станции – виды, назначение.
  4. Пути специального назначения на железнодорожных станциях. Нумерация  путей и стрелочных переводов.
  5. Понятие полной  и полезной  длины  путей станции. Границы станции на однопутных, двухпутных и многопутных линиях.
  6. Промежуточные станции  — назначение, основные сооружения и устройства.
  7. Работа сборного поезда на промежуточной станции.
  8. Сортировочные станции — назначение, основные технические устройства.
  9. Грузовые станции — назначение, основные технические устройства.
  10. Пассажирские станции — назначение, основные технические устройства.
  11. Разделы ТРА, их краткое содержание.
  12. Раздел ТРА станции: общие сведения  о железнодорожной станции.
  13. Руководство маневровой работой на станции.
  14. Обязанности составителя поездов в процессе  приема дежурства.
  15. Обязанности составителя поездов перед началом маневров.
  16. Перед началом маневровой работы руководитель маневров обязан:
  17. Обязанности составителя поездов  в процессе производства маневров.
  18. Обязанности руководителя маневров.
  19. Скорости при маневрах.
  20. С каким подвижным составом не допускается производить маневры толчками и распускать с горки?
  21. Понятие границ станции. Маневры с выездом за границу станции на однопутных перегонах АБ и ПАБ; на двухпутных  по правильному и неправильному пути  АБ.
  22. Назначение и устройство тормозных башмаков.
  23. Клеймение тормозных башмаков. Понятие единой сетевой разметки (ЕСР) железнодорожных станций.
  24. Где запрещается устанавливать тормозные башмаки?
  25. Какие тормозные башмаки запрещается эксплуатировать?
  26. Учет и хранение тормозных башмаков.
  27. Действия при обнаружении негодного тормозного башмака
  28. Действия при утере тормозного башмака.
  29. Правила закрепления подвижного состава на путях станции.
  30. Порядок закрепления подвижного состава на станционных путях.

 Перечень вопросов к экзаменам по предмету: Охрана Труда

  1. Рабочее время и время отдыха.
  2. Трудовой договор.
  3. Расследование случаев производственного травматизма
  4. Общие требования охраны труда при нахождении на железнодорожных путях.
  5. Охрана труда. Основные понятия и задачи. Нормативные документы.
  6. Оказание первой доврачебной помощи при ранениях и кровотечениях.
  7. Виды инструктажей. Цели и сроки их проведения.
  8. Назначение, устройство и правила применения огнетушителей (ОХП; ОВП; ОУ; ОП).
  9. Способы освобождения пострадавшего от воздействия электрического тока.
  10. Опасные и вредные производственные факторы, их влияние на работника.
  11. Правила оказания первой доврачебной помощи при проведении реанимации.
  12. Порядок приема и увольнения работников.
  13. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека.
  14. Факторы, влияющие на степень поражения человека электрическим током. Шаговое напряжение.
  15. Травматизм. Классификация травм по тяжести и обстоятельствам.